Лариса Лисюткина ([info]shaherezada) wrote,
@ 2009-07-07 15:04:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current location:Берлин
Current mood: grateful
Current music:Scorpions, The Wall
Entry tags:Искусство

Понедельник: Стена, Арена, Дима, Кани
Вчера полдня провела “на Стене”. Дима Врубель показывал. Впечатление грандиозное. Совершенно уникальный памятник, ему нет аналога в мире. Полтора километра сохранённой стены. Примерно половина работ уже восстановлены. “Братский поцелуй” составляет фокус всего визуального пространства Стены. Удалась новая версия апофигенно. Позиционирована очень удачно, вписывается в изобразительное пространство в целом просто идеально. Дима его вчера подписал и сдал. Сейчас он уже работает над Сахаровым.

Пространство East Side Gallery (см. http://eastsidegallery-berlin.com/) фланкируется с одной стороны подковообразным фасадом художественной Арены – 17.000 мест (см. http://www.berlin.de/orte/arena/o2-arena/index.php). С другой стороны Стену обрамляет красный декоративный мост Obermauerbrücke на Warschauer Strasse: см. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/01/Oberbaumbr%C3%BCcke%2C_Berlin_1900.png . Общий вид окружающего пространства впечатляет: http://de.wikipedia.org/w/index.php?title=Datei:Bundesarchiv_Bild_183-1987-0911-501,_Berlin,_S-Bahnhof_Warschauer_Strasse.jpg&filetimestamp=20081204100740

Дима Врубель – это человек-документ. Он знает раён с тех времён, когда он впервые приехал в Берлин. Может работать тут экскурсоводом. Он рассказывает, что 20 лет назад тут, по сути, была выжженная земля. Прострельная зона между Ost и West, где не ходили поезда и электрички и медленно хирел вокзал Warschauer Strasse. Ветер гонял мусор по пустым проходам вокруг законсервированного вокзала. На смертельной полосе не было людей. Сегодня это один из самых оживленных транспортных центров. Конечная станция Первой линии метро и проездная для 4-х линий С-Бана. Пейзажное окружение, водные поверхности, изгибы реки просто неописуемые. Постепенно район меняется в социальном плане. Мощные культурные единицы как East Side Gallery и Arena O2 сильно влияют на характер этих перемен. Арт-пространство становится магнитом для креативной, молодёжной, финансово сильной среды, чем-то вроде второго Пренцлауэр Берга.

Сама работа художников на Стене привлекает массы людей – см. мой предыдущий пост: http://shaherezada.livejournal.com/137135.html Как музей Стена заработала ещё до окончания и торжественного открытия проекта. По случаю я там познакомилась и со знаменитым Кани Алави, он по-нашему может называться Исполнительным Директором. Не секрет, что часть художников разругались с Кани на почве финансовых требований, другие винят его в том, что он не предотвратил уничтожение оригиналов, которые снесли пескоструем. Моё собственное, постороннее впечатление от Кани оказалось лучше, чем все слухи и пересуды. Я увидела человека с невероятной энергией, не отделяющего себя от проекта Стена. Именно на нём всё и держится. Если его вынуть из контекста, то никакой стены не будет. Это сто пудов. У него всего двое штатных сотрудников: очаровательный, весёлый, здравомыслящий, русскоговорящий Йорг из бывшего ОстБерлина и компетентная, серьёзная женщина Регина. Оффис – в вагончике.

Кани живёт практически на стене. Финансами ведает бухгалтерская фирма Штерн. Типа аутерсорсинг. Выполнить требование недовольных художников сам Кани не может, они хотят проверить всю финансовую документацию. Фирма Штерн готова им документацию показать, в полном объёме. А художники-протестанты хотят, чтобы им прислали копию всего финансового досье в целом. В этом я, конечно, мало что понимаю, по моим представлениям такие модальности как контроль и наблюдение над финансовой стороной дела должны быть оговорены в контракте. Если нет такого пункта, то фирма-бухгалтер не станет делать того, что выходит за пределы её функций – рассылать фин. досье и сотрудничать со спонтанно возникшим и не прописанным в статуте партнёра-заказчика контрольным органом. Им что, делать нечего? Там люди пашут так, что кровь из ушей, есть у них время копировать и рассылать документы фирмы?

Я была на объекте как зритель, как публика, как тот потребитель прекрасного, для которого и делается в конечном счёте весь проект. Дима показал мне незаконченную работу Ирины Дубровской. Она в знак протеста ушла с проекта. Я очень огорчилась. Мне, зрителю, нужна эта работа. Мне нравится Стена. И мне нравится эскиз, уже сделанный художницей. Хоть бы она вернулась! Почему нельзя разделить всю ситуацию с конфликтом на два модуля: художники делают фрески для себя, потому что это их Звёздный шанс, и для меня, для благодарного и гордого их работой зрителя. Там прекрасные фрески, есть на что посмотреть. Новые работы патентуются, на будущее их статус определён и авторы будут получать роялти от коммерческого использования картин. И одновременно они могут продолжить финансовую проверку, одно не исключает другого. Дима Врубель высказал чётко то, что он думает об уничтожении подлинников. Это были очень нелицеприятные высказывания. Но он же заявил, что рисовать будет при любых условиях, ибо проект Стена – это нечто бОльшее, чем ситуативные споры. Весь гонорар Дима отдаёт на социальные проекты в неблагополучных районах города.

Мне Алави не показался ни высокомерным, ни профессионально непригодным. Скорее наоборот, я увидела уникальный случай, когда проект нашёл своего носителя. Проект этот нужен художникам. Он будет на них работать всегда, до конца их жизни. К тому же Алави диалогичен. С ним имхо можно и поругаться, и помириться, не уронив лица. А Йорг вообще с огромным уважением отзывается о художниках, он их любит, такое у меня осталось ощущение. Значение Стены со временем должно только возрастать. Сколько юбилеев Объединения там будут отмечаться - каждые пять лет! Скольким ивентам Стена послужит фоном. Это ещё принесёт художникам деньги, даже если они правы, и в данный конкретный момент там есть финансовые нарушения. Но это два разных дела - Стена и финансовый контроль. Их можно делать параллельно. Упустить ТАКОЙ шанс – себя же наказать.




(23 comments) - (Post a new comment)


[info]nikitakis
2009-07-07 03:18 pm UTC (link)
"Мощные культурные единицы как East Side Gallery и Arena O2 сильно влияют на характер этих перемен. Арт-пространство становится магнитом для креативной, молодёжной, финансово сильной среды, чем-то вроде второго Пренцлауэр Берга."

Как раз Арена с её развлечениями для массовой публики креативную среду очень сильно пугает. Вообще планы коммерческой застройки этой набережной вызвали очень большие протесты именно в молодёжной и креативной среде. Была такая большая протест-кампания "Mediaspree versenken".

(Reply to this) (Thread)


[info]shaherezada
2009-07-07 08:50 pm UTC (link)
Давай вместе сходим на Стену. Ты посмотришь. Там реально хорошо. И люди снуют вполне приличные. Там полно студентов. Я сама там пару ночей в 2000 г. переночевала в одном студ. WG. Атмосфера была в то время ещё не очень, но всё равно там было хорошо.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nikitakis
2009-07-08 11:52 am UTC (link)
Я там был недавно с одной моей знакомой из Америки (по её настоянию). Молодёжи много, особенно школьников-туристов. Но художественный уровень некоторых работ нас, честно говоря, удручил.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shaherezada
2009-07-08 04:11 pm UTC (link)
Но это же не Gemäldegalerie. Это исторический памятник Стена. На нём граффити от лиц, не предъявлявших диплома об образовании.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nikitakis
2009-07-08 06:58 pm UTC (link)
Сейчас это, скорее, имитация исторического памятника Стена.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shaherezada
2009-07-08 09:00 pm UTC (link)
Да, это правильно. Но и субстанция Кёльнского собора уже полностью заменена в ходе бесконечных реставраций. И наружная скульптура тоже неизвестно какое поколение копий. Однажды я была в Domwerkstatt, так там стоят заготовки скульптур на смену тем, которые уже почернели.

(Reply to this) (Parent)


[info]schy4ka
2009-07-07 04:00 pm UTC (link)
Лариса, огромное спасибо за пост!
буду в Берлине в конце августа и обязательно постараюсь добраться до Стены.

(Reply to this) (Thread)


[info]shaherezada
2009-07-07 08:51 pm UTC (link)
Очень надеюсь, что мы увидимся. Может, сходим вместе, если получится.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

спасибо!
[info]schy4ka
2009-07-07 11:38 pm UTC (link)
это было бы здорово!
постараюсь сообщить все свои планы заранее, чтобы все получилось!

(Reply to this) (Parent)


[info]zanzib
2009-07-07 04:22 pm UTC (link)
Лариса,
сообщите из первых уст, как долго Дмитрий еще остается в Берлине?
Есть одна затея сделать фотопроект про художников и их работы на Стене
ну и просто с ним познакомиться тоже здорово!

(Reply to this) (Thread)


[info]shaherezada
2009-07-07 08:54 pm UTC (link)
Он долго пробудет. Ему ещё одну фреску надо почти целиком сделать. У него тут и другие проекты есть. Возможно, что периодически он будет бывать в МСК, но до торжественного открытия Стены 9 ноября этого года он в Берлине

(Reply to this) (Parent)


[info]dmitrivrubel
2009-07-07 09:18 pm UTC (link)
Супер! Спасибо, Лариса!. Берлин - это море любви))

(Reply to this) (Thread)


[info]shaherezada
2009-07-07 09:21 pm UTC (link)
Да, нам в нём будет хорошо

(Reply to this) (Parent)


[info]intensio
2009-07-07 10:39 pm UTC (link)
Как я рад, что побывал в Берлине, когда он ещё сохранял дух разделённого города!
Когда был в 2003, уже всё было совсем другое. Правда, новая архитектура крайне впечатлила.

(Reply to this) (Thread)


[info]shaherezada
2009-07-07 11:17 pm UTC (link)
Дух разделённого города вам понравился больше, чем Берлин 2003? А в чём он состоял? Как вы его восприняли, этот дух?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]intensio
2009-07-07 11:31 pm UTC (link)
Во-первых, было интересней и разнообразней: стены уже нет, ходи где хочешь, но при этом видишь два совершенно разных города, видишь, как прорастает жизнь сквозь зоны отчуждения...
Во-вторых, был тогда особый воздух в Берлине. Дух заброшенности. Пустые пространства посреди огромного города.
В-третьих, Берлин тогда ещё не был странным сочетанием люмпенства и столичности. Мне не нравится этот дух "arm aber sexy", о котором так замечательно пишет Кунсткамера.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

"arm aber sexy"
[info]shaherezada
2009-07-08 09:05 pm UTC (link)
Мне кажется, что статья - карикатурная. Берлин не такой уж arm и совсем не такой богемный. В нём люди работают, причём с большим ангажементом и очень старательно

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: "arm aber sexy"
[info]intensio
2009-07-08 09:50 pm UTC (link)
Ну, девушка несомненно пишет о том, что ей ближе. Это выявила дискуссия о воровстве в магазинах, случившаяся в первом материале о неформальном Берлине.
Тем не менее, у меня у самого было в 2003 году ощущение, что город населён в основном неформалами-раздолбаями. Ну, я ж тогда не знал, что там ещё и вы живёте ))
Интересно, если Берлин не беден - почему там такое дешёвое жильё? По крайней мере, ещё пару лет назад было в разы дешевле, чем в Москве или, скажем, Мюнхене.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: "arm aber sexy"
[info]shaherezada
2009-07-08 11:36 pm UTC (link)
Берлин беден. Но он - столица. А там, где власть, там всегда и деньги. Деньги перехали в Берлин из Бонна вмете с правительством. Но у них нет почвы под ногами. Они не выросли органично, как там, где их не ввезли, а заработали.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: "arm aber sexy"
[info]intensio
2009-07-09 12:17 am UTC (link)
Интересно, что стало с Бонном... если деньги в Берлин увезли.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Интересно, что стало с Бонном... если деньги в Берлин ув
[info]shaherezada
2009-07-09 02:13 pm UTC (link)
Вернулся в "добрачное" состояние...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: ?????????, ??? ????? ? ??????... ???? ?????? ? ?????? ??
[info]intensio
2009-07-09 02:36 pm UTC (link)
Но там хоть что-нибудь властное осталось?
Мне очень нравится немецкая разбросанность высших органов управления по разным городам. Надо бы в России так. (Говорю как москвич, уставший от засилья чиновных толп.)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: ?????????, ??? ????? ? ??????... ???? ?????? ? ?????? ??
[info]shaherezada
2009-07-09 03:01 pm UTC (link)
Германия - самая "горизонтальная" страна в Европе. В Бонне, конечно, много чего осталось. Там накопился такой слой благосостояния, что его не вывезешь. Но он погрузился в провинциальность. Остались старики. Доживать

(Reply to this) (Parent)


(23 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…